Мария Дубицкая

Мария Дубицкая – спикерка на платформе QAGroup.

Вебинар: Документация как основа качества

webinar_osnova_kachestva_-_dokumentatcyia_3.300x0.jpeg.pagespeed.ce.8smJeVIa2B.jpg

  • Опыт работы в тестировании более 5 лет в доменах healthcare, automotive и travel.
  • Senior tester в DataArt.
  • Выполняет роли QA, BA, SM, PM.
  • Смотри интервью на YouTube

Мария рассказала о своем пути в ІТ, обучении, первой работе на сложном проекте и о неоспоримой важности документации для тестировщика.

Мария, расскажи, как ты попала в ІТ?

На самом деле мне посоветовали, сказали, что у меня достаточно хорошие навыки для того, чтобы быть тестировщиком. Дело в том, что у меня академический бэкграунд, в прошлом я ученый, кандидат технических наук, преподаватель высшей математики. Но в 2014 году у меня появились мысли что-то поменять, поскольку все мы стали заложниками ситуации.

У меня и моего мужа много друзей айтишников. Они меня знают довольно долго, знают мои сильные стороны. И вот один из друзей предложил попробовать себя в IT, по его мнению я идеально подходила. Так оно и вышло, потому что я уже на первом собеседовании получила работу и так и осталась здесь.

Ты изучала дополнительно само тестирование?

Да, конечно. Когда я решила пойти в IT, нужно было что-то учить, чтобы понимать, что такое тестирование, как там работать, с чего начинать. Безусловно, как и все, начинала с книги Савина "Тестирование DOT COM". Она о том, что ты будешь в принципе делать, какие-то основы. Точных знаний она не дает. На тот момент у нас в городе было мало курсов, чтобы получить необходимые знания. Все же, я прошла двухмесячные курсы, перерыла все, что было в интернете. На данный момент информации, вебинаров, полезных лекций намного больше, чем было в то время, когда я переходила в IT.

Сейчас я сама ментор в нашей компании. Готовлю Trainee, Junior тестировщиков. Ко мне приходят обучиться, подготовиться, чтоб уже идти работать полноценно на проект.

Расскажи о первой работе

Мне очень повезло с первым проектом, в который я попала. Один из самых сложных доменов – это медицинский, но у меня там была невероятная команда: ментор, наставник, тимлид. Они очень хороши в том, чтобы обучать. Сам проект подразумевает то, что приходят джуниоры, они обучаются, вырастают внутри проекта.

Если бы я пришла в маленький проект, было бы намного сложнее получить такую базу знаний, чем на таком сильном продукте, с таким количеством настроенных процессов и огромным количеством документации.

Об этом и будет мой вебинар.

Документация на самом деле важна. Я сейчас уже работаю в других доменах, в последнее время работаю солотестировщиком, сама веду проект. И зачастую на мои плечи падает выбор того, какую документацию в проекте заводить.

Это хорошо, когда приходит клиент, который знает, чего хочет. А когда клиент приходит и ему все равно, мне самостоятельно надо выбирать тот минимум, который будет обеспечивать качество и необходимую коммуникацию внутри команды, и на случай, когда клиент спросит, на какой мы сейчас стадии, какой у нас прогресс.

Расскажи подробнее о вебинаре, который пройдет на нашей платформе. Чем он полезен, ценен? Кому стоит прийти на занятие?

Вебинар: Документация как основа качества

webinar_osnova_kachestva_-_dokumentatcyia_3.300x0.jpeg.pagespeed.ce.8smJeVIa2B.jpg

  • Смотри обзор вебинара на YouTube

Одним из первых теоретических вопросов, которые все Trainee изучают, это документация, а ее очень большое количество в тестировании.

За счет того, что я сразу попала в тяжёлую артиллерию, привыкла к тому, что документация – это окей, это мастхэв, это способ структурировать свою работу. Многие думают, что документация это бюрократия, это не нужно, но на самом деле нет.

Например, когда я уходила в декрет с маленького проекта, где тоже была солотестировщиком, документации по тестированию практически не было, а дела передавать как-то нужно. Мне нужно было нанять нового человека и обучить его. А на чем обучать, как ему объяснять? Это хорошо, что я вела чек листы для себя. Потому что чек листы – это основа основ, без которой невозможно что-либо дальше делать.

Когда пришлось передавать дела, безусловно нужно было написать большое количество документации, для того, чтобы человеку было легче вливаться в проект.

И после такого хорошего жизненного урока я поняла, что документация в проектах должна быть, потому что это основа для того, чтобы контролировать себя и ведение самого продукта.

Я об этом буду рассказывать на вебинаре. Мне об этом говорить очень легко и просто, потому что у меня была хорошая база, когда я начинала с медицинского продукта. Там буквально каждое слово документировалось.

На самом деле медицина – это не единственный домен, в котором так происходит. К примеру, авиация. То есть там, где нужна невероятная точность и абсолютное отсутствие багов, в силу того, что любой баг может привести к потери человеческой жизни.

Даже у нас в медицинском продукте, я не могла в своем тикете оставить конкретный комментарий до того, как девелопер в своем тикете по соответствующей таске не оставит свой комментарий, который будет связывать с моим. И все это делается для того, чтобы в случае какой-то непредвиденной ситуации можно было найти, где была ошибка, человеческая или процессуальная. Процесс настроен неправильно, его нужно налаживать. И это можно сделать только с помощью документации.

Это основа основ, я считаю.

Когда приходится делать проект на три месяца, ты думаешь зачем вообще делать документацию по маленькому проекту?

Да, но если нужно еще через три месяца продолжить этот проект или что-то добавить, или развивать именно этот продукт, клиенту нужно иметь какую-то основу для новой команды. Когда ко мне приходит что-то с наличием документации – это намного лучше, чем когда приходит голый проект, в котором нет ничего, и я должна как-то разобраться в нем.

Расскажи, какие именно знания получат слушатели?

Я сейчас в основном работаю солотестировщиком и проекты у меня разного масштаба. Где-то было 3 разработчика, где-то 8. Это считается смол проджект (маленькими проектами) до 15 человек. И вот, когда я задалась вопросом, какой же должен быть минимальный скоуп документации для того, чтобы я, как минимум, закрыла самые критичные поинты и проект был на надежной основе.

Я начала ресорсить источники в интернете, какую документацию выбирают другие в зависимости от домене или проекта. Ничего конкретного не нашла и когда я поняла, что конкретной информации нет, решила создать ее сама.

Я провела у нас в компании DataArt опрос относительно того, какую документацию используют специалисты в зависимости от того, в проекте какого размера работают.

Опросила я довольно большую QA community. У нас в компании работает около 5000 человек, где-то 2000 – это тестировщики. Проводила я опрос на английском языке, соответственно получила фидбек от специалистов с разных стран.

И благодаря этой статистике я смогла структурировать данные о том, нужна ли тестовая документация.

Опросила также специалистов о том, сталкивались ли они с последствиями отсутствия документации. И как оказалось, что сталкивались почти все. Это говорит о том, что документацию нужно вести хотя бы в минимальном объеме.

Я создала такой мануал для того, чтобы выбирать каркас документации в зависимости от размера.

И с этими всеми моментами мы ознакомимся на вебинаре: и с этими статистическими данными, и с обработкой результатов, и с тем, какие документы лучше всего использовать в маленьких проектах, каких стоит избегать.

Кому это будет максимально интересно и полезно?

Начиная с джуниоров, потому что я слушаю вопросы, которые задают мои Trainee, они очень много спрашивают по документации.

Особо полезно будет для Middle и Senior, которые являются солотестировщиками проектов. Они принимают решение о том, какую документацию вести, как ее отстоять, если придется.

Я думаю вебинар будет актуальным для всех.

Чем ты занимаешься сейчас на работе?

Я солотестировщик, полностью веду небольшие проекты, в основном недолгосрочные. Бывают такие ситуации, что необходимо выполнять роль бизнес-аналитика, у меня есть такой опыт. В последнем проекте первое время я была бизнес-аналитиком, а после того, как эта часть работы была завершена, я стала тестировать этот проект. Так же готовлю джуниор тестировщиков в рамках нашей менторской программы.

Что тебя вдохновляет и мотивирует?

Моя дочь. Я своим примером хочу ей показать, как не боятся менять что-то, как нужно учиться. Сейчас для повышения квалификации я периодически посещаю какие-то курсы. Даже сейчас посещаю курсы в Днепровском IT-кластере проводят "IT BizSchool". Довольно серьезный курс. И когда я ухожу в субботу на эти курсы, дочка уже к этому относится абсолютно спокойно. Я своим примером показываю дочери, что если ты учишься, ты двигаешься вперед, прокачиваешь свой интеллект, от этого будет какая-то польза.

Поэтому, мой мотиватор – это она.

О чём ты мечтаешь?

Мечты меняются.

Вот у меня аэрофобия. Я боюсь летать. Но если у меня будет свой частный самолет, с моим личным пилотом с большим стажем, то я буду чувствовать себя очень уверенно и комфортно, смогу путешествовать по всему миру. Соответственно для того, чтобы это получить, нужно развиваться в IT. Это такая далекая мечта, к которой я иду.